СПА-центры, салоны красоты до сих пор растут, как грибы после дождя. Клиентов этих заведений заботит ассортимент и качество услуг. А владельцы, предоставляя то и другое, озабочены решением множества организационных вопросов, от ранжирования услуг по рентабельности до рационального распределения запасов, прибыли, грамотного ведения учета.
Мы как специалисты бухгалтерского учета, поговорим о нем. Во-первых, потому, что учет является обязательным по закону. Во-вторых, грамотный учет позволяет получать точные сведения о реальном положении дел в бизнесе. А без этого, как известно, никакое развитие не спланировать.
Какой учет вести? Налоги для студии красоты с наемными сотрудниками.
Наша рекомендация регистрироваться как ИП. Патент - рекомендуем выбирать в большинстве случаев. Стоимость патента зависит от количества сотрудников (на сайте patent.nalog.ru проверяем). Но, как вы помните, каждый отдельный случай необходимо просчитывать. Для вас вполне может подходить другой режим.
Бухучет в салоне красоты может быть полным и упрощенным. Определяется тип учета актуальным режимом налогообложения. Чаще всего субъекты предпринимательства, открывая салон, выбирают УСН. Вмененка актуальна для тех салонов, которые активно занимаются продажей косметической продукции на вынос. Небольшая площадь торгового зала и другие условия, обеспечивающие возможность применения специального режима налогообложения, позволяют снизить налоговую нагрузку и упростить учет.
УСН является универсальной системой для парикмахерских, салонов красоты, СПА-центров. Режим позволяет осуществлять множество видов деятельности, вести упрощенный бухгалтерский учет, применять контрольно-кассовую технику, автоматизировать бизнес-процессы, в том числе касающиеся администрирования и бухгалтерии.
Студия красоты сдаёт места в аренду.
Самый выгодный вариант здесь - УСН 6%. Не забудьте добавить соответствующие коды ОКВЭД сдача в аренду нежилых помещений.
Работать на 2-х системах налогообложения можно. При этом нужно вести раздельный учёт доходов и расходов, платить налоги (сдавать отчетность) по разным системам. Сдаёте места по договору аренды (субаренды). Ещё важный момент - Мастера не могут арендовать у вас места, если они просто физ.лица. Они должны быть ИП или самозанятами (пока в некоторых регионах).
Как организовать учет и кто будет его вести?
Часто салонам красоты нерентабельно содержать непродуктивное подразделение (бухгалтерию). Кто-то нанимает внештатника, кто-то пытается вести учет самостоятельно, а тот, кто ценит свое время, деньги, передает непрофильную функцию на аутсорсинг. Аутсорсинг позволяет сосредоточиться на решении бизнес-вопросов. Внештатная полноценная бухгалтерия не требует стандартного контроля со стороны.
Что учитывать в салоне?
Бухучет в салоне красоты организовывается по общим принципам, правилам. Но имеет он и определенную специфику. Что касается фокусных статей учета, в число таковых входят:
- расходные материалы (косметическая продукция и т.п.);
- клиентская база;
- реализация по видам услуг;
- реализация сопутствующих товаров;
- заработная плата персонала;
- аренда и коммунальные услуги;
- рекламные кампании и рекламная, промо продукция.
Чаще всего учетные ошибки совершаются при отражении таких позиций, как материалы, препараты, сопутствующие товары. Учитывать расходники только по факту получения, постановки на приход на складе и выдачи специалистам – не лучшая идея. Такой учет объективным не назовешь. Все дело в специфике функционирования салона красоты. Как правило, здесь кроме склада имеются витрины, лаборатории, кабинеты. Если передача препаратов, косметической продукции и других расходников не фиксируется или фиксируется выборочно, следует ожидать немалых потерь. Не хотите, чтобы косметические средства исчезали в неизвестном направлении? Грамотно организуйте и постоянно ведите бухучет. Что касается документации, здесь никаких премудростей нет. Для внутреннего перемещения товаров предусмотрены соответствующие накладные.
Еще две важные статьи – списание расходников и контроль фактических остатков. Списывать, как показывает практика, удобнее с привязкой к клиентам. Контролировать остатки позволяет регулярное проведение инвентаризаций, причем как плановых, так и внеплановых выборочных.
Услуги и цены
Успешная работа салона невозможна без эффективного прайса. Цена услуг во многом определяет размер выручки. О том, что цена должна покрывать определенные расходы поставщика услуг, знает каждый. Но какие конкретно позиции входят в перечень таких расходов?
В салоне красоты, устанавливая цену на услугу, важно учитывать:
- заработную плату конкретного специалиста;
- зарплатные налоги, обязательные страховые взносы и прочие налоговые статьи расходов с привязкой к сотруднику;
- стоимость косметической продукции, необходимой для оказания услуги;
- аренду помещения;
- амортизацию основных средств, оборудования;
- накладные расходы (хозяйственные, рекламные, канцелярские, на содержание административно-управленческого персонала и т.п.);
- налоги по предпринимательской деятельности (основные налоги).
Правильно установленная цена позволяет получать адекватную выручку. Последняя подлежит обязательному учету. Рационально учитывать выручку отдельно по видам деятельности. А их в салоне красоты может быть несколько. Для целей бухучета стоит использовать стандартизованные формы документов, например, карточку услуг на мастера и клиента. Особое внимание рекомендуется уделить детализации такой первички. Чем более подробной будет информация по услугам, тем точнее и достовернее бухучет.
Учет услуг в салоне должен быть автоматизирован. Без использования специального бухгалтерского программного обеспечения сегодня не обойтись.
Варианты оформления отношений с мастерами.
Трудовой договор.
Вы устанавливаете свои правила и стандарты работы, определяете время работы, заработную плату, санкции при некачественном оказании услуг и «неоднозначном» поведении. Вы обязательно перечисляете НДФЛ и страховые взносы. Зарплатный учет находится на особом контроле у налоговиков и трудовиков. Ошибки в нем дорого обходятся работодателю. Да и социальный аспект здесь присутствует. Любой салон красоты делают люди – квалифицированные специалисты, опытные мастера. Именно к ним ходят клиенты, в первую очередь ключевые, приносящие салону максимум прибыли.
Отметить стоит один важный нюанс. И касается он уровня заработной платы продуктивных специалистов (ключевых сотрудников, мастеров). Этот уровень не должен быть ниже среднеотраслевых значений. Учитывать также следует региональный фактор. На слишком низкие зарплаты налоговики при очередной камеральной проверке обязательно обратят внимание и, конечно, потребуют объяснений.
ИП, аренда. Мастер арендует рабочее место/кабинет.
Вы не платите НДФЛ и страховые взносы. Мастер «сам по себе», будьте готовы к тому, что перед клиентом отвечаете вы (как студия), на мастера санкции не наложить.
Нет налогов. ⠀
Есть - штрафы при проверке
Есть - жалобы сотрудников в трудовую инспекцию (очень часто!)
Учет рекламы и промо материалов
Многие салоны красоты активно рекламируются. Нередко они устраивают различные акции. А в некоторых заведениях принято поощрять клиентов, дарить подарки и т.п. Все эти действия должны соответствующим образом отражаться в учете.
Промо материалы, подарки клиентам должны выдаваться в соответствии с определенными условиями. Эти условия имеет смысл закрепить в соответствующем документе (например, Положении). Также вся промо продукция, подарочные наборы и единицы косметической продукции должны своевременно списываться. В противном случае хаоса в бухучете не избежать.
Заключить договор на ведение бухгалтерского учёта в Перми очень просто – позвоните по телефону +7 (342) 215-73-00, отправьте письмо на электронную почту audit@capital-cg.ru или приезжайте к нам в офис по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, д. 32.
Хотите передать бухгалтерию на аутсорсинг и ищете бухгалтерское обслуживание в Перми? Обращайтесь в Консалтинговую группу «Капитал»!
Консалтинговая группа «Капитал» – полный комплекс услуг для вашего бизнеса!